Франция заявила об отсутствии условий для поставки в Россию первого из заказанных РФ вертолетоносцев Mistral. Заявление было опубликовано Елисейским дворцом после переговоров российского президента Владимира Путина и украинского лидера Петра Порошенко о мирном урегулировании конфликта на Украине.
"Президент республики пришел к выводу, что, несмотря на перспективу прекращения огня на Украине, договоренность о которой до сих пор не достигнута и не приведена в действие, условия, при которых Франция может одобрить доставку первого вертолетоносца, в настоящее время отсутствуют", - говорится на сайте Елисейского дворца, сообщает Reuters.
По данным дипломатического источника, "действие контракта приостановлено до ноября", передает РИА "Новости". "За это время мы увидим, будет ли это иметь (серьезные) финансовые последствия", - сказал он, предположив, что данное решение "может стоить один миллиард евро".
- Оппозиция и профсоюзы Франции раскритиковали решение Олланда по "Мистралям"
Председатель общероссийского движения поддержки флота капитан первого ранга Михаил Ненашев сказал, что сумма может быть гораздо больше. "Сумма неустойки прописана в контракте, она будет определена в зависимости от обстоятельств. Там цифра варьируется от трех миллиардов евро до 10 миллиардов евро", - сказал Ненашев, добавив, что это зависит от формы отказа.
Осведомленный источник ИТАР-ТАСС, связанный со строительством кораблей на верфи в Сен-Назере, заявил, что никаких распоряжений о приостановке работ по сооружению корабля, которые сейчас находятся на завершающей стадии, не поступало. "В заявлении говорится лишь о задержке сроков передачи", - заверил источник.
Корреспондент ИТАР-ТАСС в Париже Иван Батырев рассказал в эфире "Коммерсант FM", что заявление Елисейского дворца не подразумевает разрыв контракта по вертолетоносцам Mistral.
"Речь идет о том, что Франция не готова сейчас поставить корабль, а сама поставка намечена только на ноябрь. И в Елисейском дворце дают понять, что если ситуация улучшится, то есть если украинский кризис как-то удастся урегулировать или наметить хотя бы деэскалацию, то, в принципе, Франция готова продолжить выполнять свои обязательства по контракту, как это было намечено", - пояснил журналист.
Более того, в пресс-службе Елисейского дворца агентству заявили, что заявление президента Франсуа Олланда "носит политический характер и не имеет юридических последствий".
Минобороны РФ не видит причин для беспокойства
Между тем в Минобороны РФ не видят причин для беспокойства в связи с возможным отказом французской стороны от исполнения контракта.
Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил: "Министерство обороны не видит в этом особой трагедии, хотя, конечно, это неприятно и накладывает определенную напряженность во взаимодействии с французскими партнерами, но отказ от этого контракта не будет для нас трагедией в плане перевооружения и реализации госпрограммы вооружения".
Российская сторона пока не получала официального уведомления от французских партнеров о намерении задержать поставку первого вертолетоносца.
Заместитель председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ Олег Бочкарев сказал: "Имеет место быть контракт между конкретным предприятием Франции и конкретным российским ведомством, у них договорные отношения. Юридические последствия возникнут только тогда, когда партнер во Франции передаст официальную бумагу российскому партнеру об отказе поставки техники".
Заметим, что решение было принято на фоне согласования Еврокомиссией дальнейших санкций против РФ. При этом официальный представитель МИДа Франции Ромэн Надаль буквально на днях утверждал, что позиция Парижа относительно поставки вертолетоносца не изменилась, сообщало РИА "Новости".
"Я могу напомнить заявление президента республики (Франсуа Олланда. - Прим. NEWSru.com), сделанное им в интервью газете Le Monde от 20 августа: "Сегодня уровень санкций не препятствует поставке. Это решение европейцев, а не Франции", - заявил Надаль, отвечая на вопрос о том, не скажется ли ухудшение ситуации на Украине на контракте по Mistral.
Добавим, один из источников The Wall Street Journal отметил, что дополнения к санкциям против российского военно-промышленного комплекса, видимо, будут скромными: заключение новых контрактов попадет под запрет, однако ранее подписанные договоренности (например, на поставку Mistral) будет разрешено выполнить, цитирует издание InoPressa.
В конце июля этого года европейские чиновники говорили, что под автоматическое действие секторальных санкций контракт по продаже России французских вертолетоносцев Mistral не попадет. При этом дипломатические источники подчеркивали: Франция вправе на национальном уровне принять решение об отказе от этого контракта, если сочтет такое решение необходимым.
Госдеп США счел решение Франции мудрым
Президент Франции Франсуа Олланд неоднократно заявлял, что намерен выполнить свои обязательства перед Москвой. При этом не стоит забывать о давлении союзников, в частности, США на французскую сторону, которое в Париже называли исключительным.
Стоит отметить, что в Госдепартаменте США поприветствовали заявление Франции о приостановке контракта, сообщает ИТАР-ТАСС. "Мы думаем, что это мудрое решение... Мы поддерживаем это решение", - сказала в ходе брифинга официальный представитель ведомства Джен Псаки.
В НАТО же поспешили заявить, что Альянс не имеет отношения к решению французских властей. По словам представителя организации, НАТО не влияло на действия правительства Франции в вопросе поставок вертолетоносцев России.
Источник "Интерфакс"отметил, что некоторые союзники по НАТО "высказывали Франции своимысли о несвоевременности поставок таких вооружений России", но НАТО какорганизация не осуществляла никакого давления на Париж.
4 июня на саммите "семерки" в Брюсселе Олланд заявил, что Франция поставит два вертолетоносца Mistral России, "если против нее (РФ) не будут введены общеевропейские экономические санкции". В июле французский лидер подчеркивал: о срыве поставки вертолетоносца речи быть уже не может. "Россия заплатила", - указал глава республики, добавив, что в противном случае Франции пришлось бы "выплачивать неустойку в 1,1 млрд евро" российской стороне.
Контракт на поставку России вертолетоносцев Mistral был заключен в 2011 году, когда президентом Франции был Николя Саркози. Более половины стоимости двух кораблей, один из которых должен стать флагманом Черноморского флота, уже выплачено. Этот контракт на 1,2 млрд евро позволил Франции создать около тысячи новых рабочих мест.
Однако в российских военных кругах и в военно-промышленном комплексе с самого начала высказывались сомнения в целесообразности закупки вертолетоносцев у Франции, отмечает Русская служба BBC, а после отставки Анатолия Сердюкова с поста министра обороны эти сомнения лишь укрепились. В конце июля вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил, что Россия в состоянии построить собственный авианесущий корабль, если Франция откажется от поставок Mistral.
"Зачем России большие десантные корабли?"
По этому вопросу с самого начала эпопеи с "Мистралями" недоумевали некоторые эксперты, пишет журналист "Русской службы BBC" Артем Кречетников.
"Какие задачи предполагается решать с их помощью? С Украиной имеется протяженная сухопутная граница. Грузию при желании можно наводнить войсками через контролируемый теперь с обоих концов Рокский тоннель. В Центральной Азии флоту вообще делать нечего.
Для российских ВМС намного актуальнее средства борьбы с авианосцами и субмаринами.
Высказывалось предположение, что военно-морское командование заказало именно "Мистрали" потому, что крейсер или противолодочный корабль России и раньше не продали бы, а хотелось заполучить какую-то крупную и телегеничную игрушку", - отмечает журналист.
Строительство первого из кораблей, ДВКД "Владивосток", который был спущен на воду 5 марта 2014 года на верфях Сен-Назера, находится в завершающей стадии, российские моряки проходят необходимое обучение. Напомним, что, согласно контракту, вертолетоносец Mistral должен быть передан России в октябре этого года.
Второй вертолетоносец - "Севастополь" - Франция обещала передать РФ к концу 2016 года. Источники в Минобороны РФ подчеркивали, что к концу 2017 года "Севастополь" планировалось сделать флагманом на главной базе Черноморского флота.